Прочно, надежно и просто

Понимание того, где прячется целевая аудитория, одинаково важны в артиллерии и маркетинге. Разница в том, что артиллерия, конечно, работает масштабно. Маркетинг, он более избирателен. На этом фоне интересно, как сработал Минский Автомобильный Завод. Мы о нем редко говорим, потому что он не выпускает ничего, представляющего интерес для нас с вами. Мы всё-таки ездим на легковых машинах, любим внедорожники, мы все более респектабельные и менее промасленные в своем сознании…

Автобус МАЗ для Африки

Минский автомобильный завод делает тяжелую технику. Причем делает ее неплохо, постоянно к чему-то стремится. Беларусь вообще в целом страна, отличающаяся от нас, и нам уже не совсем понятная. Потому что белорусы — это кардинально другие люди. Возьмите пример дорог. Белорусы вроде, такие же, как и мы. А что у них с качеством дорог? А как у них выглядят «федеральные» магистрали? А почему у нас они выглядят так, будто только что Гудериана прогнали. Почему у белорусов идеально ровное шоссе? А почему у них качество топлива лучше нашего? Там что люди другие? Да, там люди другие. Всего-навсего. Страна, география, экономика… А в остальном, конечно, очень много сходства.

И вот Минский Автомобильный Завод получил заказ на автобус. В Минск из с самой что ни на есть черной-причерной Африки пришел заказ: «сделайте нам автобус». Сделайте, мол, как у вас принято: такой, для партизанских троп, неубиваемый автобус, на котором мы будем возить негров пачками, может быть даже загружая их туда лопатой.

И белорусы чрезвычайно грамотно справились с этой задачей. Они пошли по пути максимального приближения к клиенту. Они не стали создавать некое изделие, под которое нужно будет адаптировать людей. Не адаптируешь. Этих точно не адаптируешь. Даже ампутация хвоста не приведет к тому, чтобы они понимали, какой должен быть правильный автобус. Поэтому белорусы сделали простой, совершенно не изощренный автобус. По нашим меркам  это — идеальный скотовоз. У нас что-то было, конечно, только похуже, поскольку на грузовом шасси получается машина заведомо более интересная, более простая. А у нас всегда пытались даже ЛиАз 677 как-то облагородить, и то не получилось… Один, например, скользкий перепад по задней площадке чего стоит. Сколько там людей у нас ноги себе переломало? Сколько там бабушек с тележками растянулось в полный рост?

МАЗ для Африки

Белорусы сделали машину с очень красивым названием: 131.020. Великолепно! Как поэтично! Я даже вижу себе рекламу и представляю, как это будет красиво нарисовано и написано на всех африканских языках. Хотя, понятное дело, что целевая аудитория читать и не будет даже.

Автобус сделан из грузовика, автобус заднеприводный, автобус очень длинный и абсолютно плоский. То есть прямые панели, никаких гнутых деталей, абсолютно прямые стекла: даже лобовое состоит из двух половинок. Потому что когда тебе правую половинку вышибут булыжником, ты ее фанеркой забьешь и поедешь дальше, а левая останется. Очень интересный багажник на крыше, на три тонны. Понятно, что сверху будет стоять какая-нибудь система залпового огня, либо пулемет натуральный, либо просто будет негр чемоданами, с козами с бананами в набедренных повязках ехать по своим негритянским делам.

Машина незатейливая. Машина ремонтопригодная. Машина огромная, с ярославским дизелем, простым и проверенным в очень тяжелых условиях. Коробка передач китайская, потому что ни у МАЗа ни у КАМАЗа нет приличной грузовой коробки. И белорусы не стали заморачиваться, они сделали этот простенький автобус с китайской коробкой, потому что на нее всегда будут запчасти и она не означает полную катастрофу. 250 лошадиных сил ярославского двигателя достаточно, и вот это вот 11-метровое изделие получилось, и заказчик остался доволен. Машина без кондиционера. Машина с роскошными (по африканским меркам) мягкими сидениями. Мягкое сидение вместо деревянной лавки — эбола будет в восторге.

Машина пока с левым рулем. Понятно, что ее можно будет сделать на правый руль. У нее спереди таран — это такой серьезный бампер от армейского грузовика. Поэтому, если вдруг какой-нибудь слон дорогу перебежит, или какое-нибудь стадо других племен не успеет вовремя увернуться, то соответственно, все будет с ними решено совершенно кардинально… Тем более, что в Африке у них так принято: там кто-то кого-то режет, давит, убивает и тому подобное.

Это великолепная работа по целевой аудитории. Это говорит о том, насколько грамотно люди, получив заказ и оценив потенциального клиента, пошли ему на встречу во всем спектре пожеланий. Просто, надежно, удобно. Спрашивается: а нам такой автобус? На самом деле нам такой автобус был бы очень кстати! Да, печку в него поставить помощнее, и все! Потому что машина уже готова, технологии есть.

Насчет запчастей… Помните, что мы творили в свое время на авторемонтных заводах, когда делали вот эту жуть: «Кубанец», «Черниговец»? Жуть была полная. А здесь же сделано заводом. То есть на высокотехнологичном уровне с упрощением, которые позволили себе не незнайки, а инженеры. Инженер тем и отличается в силу своего профессионализма, что он знает, где можно какие технологические допуски соблюсти, где можно сыграть под клиента по самому рискованному пределу, где простенько и незатейливо, но при этом все равно остается надежная конструкция.

Шасси грузовика. Увы, нет полного привода, хотя, если в какой-то момент станет понятно, что он нужен (не смотря на удорожание конструкции) — они готовы будут на это пойти. Но не пошли специально, потому что в Африке полный привод починить некому.

И здесь, чем хороши белорусы. Они пошли по тому же пути, по которому, в принципе, по черному континенту ходили до них другие иностранцы. Когда немцы устроили по всей Африке благодаря Гудериану рекламную компанию своего автопрома, а потом ушли, техника осталась. Именно поэтому уже для черной Африки компания Мерседес от 63-го года свою серию 710-ую начала делать, и не закончила где-то до конца девяностых. Больше 30-ти лет делали очень простую, надежную машину. Потому что целевая аудитория относилась с пониманием к ней. Да, комфорта мало, да, абсолютные дрова. Зато прочно, надежно и просто. И ремонтопригодно. И можно, конечно везти паспортные 5 тонн, а можно 20. И она ездит. Такие вот дела.

Итак, что мы имеем. Белорусы — молодцы, немцы с Mersedes молодцы, и американцы с Kenworth тоже молодцы. И здесь, конечно с боку тихонечко стоим мы, с нашим сильно развитым автопромом, нашей целевой аудиторией и нашими дорогами. Если попытаться куда-нибудь поехать даже из Москвы в какой-нибудь районный центр, то белорусский автобус там будет максимально кстати.

Мы, конечно, пользуемся сейчас активно китайской техникой. Великолепной, одноразовой. А белорусы сделали хороший товар. И теперь самое время нам уже тихонечко их руку дружбы себе для пожатия как-то получить. Потому что из грузовика автобусная техника — это то, что нам надо. Белорусы ее сделали (кроме коробки передач) из того, что у них растет на местном огороде. Пока дорог у нас нет и не предвидится, эта машина нам подойдет как нельзя кстати. Вопрос только переговоров и цены. Осталось только самим себе признаться, насколько мы хуже или лучше негров.

Сергей АСЛАНЯН, автомобильный эксперт. 

(Фото: www.abw.by )