Утрата Независимости

Мы утратили независимость. Не в том смысле, что мы теперь навсегда сырьевой придаток Китая. Я имею ввиду официального дилера Volvo, компанию «Независимость», которая со временем разрослась до очень крупного автомобильного холдинга. Она играла весомую роль в продаже автомобилей на московском рынке, затем потихонечку выплеснулась за пределы МКАДа и начала присутствовать в том или ином виде по всей остальной стране.

Компания пошла по тому пути, по которому весь наш авто ритейл идет уверенными шагами. Мы знаем, что автомобильная промышленность искусственно и иллюзорно надутая до размеров воздушного шарика у нас теперь должна елочной игрушкой поднимать настроение власти и иллюстрировать успехи в индустриализации экономики. Хотя и не имеет никакого отношения ни к тому ни к другому.

Все эти дилеры и холдинги были в определенное время на плаву, потому что сверху была команда не банкротить. Центробанк по-тихонечку разбирается со всеми ненадлежащими активами и аккуратно вставляет паяльник в отверстия разных банков, задавая им один и тот же вопрос: «С какой стати вы кормите этого покойника?» А также: «Почему розничная продажа автомобилей у вас похожа на дедушку в Мавзолее? Понятно, что миллионы мы на него потратим, но дедушка не встанет и не пойдет.» На наше счастье. А вот с авто ритейлом будет на наше несчатье та же картина — не встанет и не пойдет. Он умирает. И Независимость в этом плане очень показательна, потому что она была одна из первых.

Когда в начале 90-х начиналась продажа новеньких, без входных отверстий 7,62 автомобилей, Независимость, к примеру имела такую услугу, как неактивирование пассажирской подушки безопасности. Подушки в то время были не самыми ласковыми при срабатывании и могли иной раз чуть ли не отрывать голову. Дилер Volvo в те времена имел нормально добытые коды и парт-таймы, мог заказать официальную запчасть и сделать полностью весь перечень работ, причем качественно. Да плюс еще услуги были шире. Например, все та же неактивированная подушка безопасности.

Затем Независимость превратилась в нормальный холдинг. И хотя не была таким мощным игроком, как Рольф, но тоже имела довольно серьезный экономический потенциал, свою клиентуру, и среди игроков на поле была на хорошем счету у покупателей. До последнего момента компания пыталась не оскотиниться, как это сделало большинство других дилеров. В этом плане показательна история Джинсера, который был одним из лучших представительств Ниссана, и собирался развивать свою работу повернувшись лицом к клиенту, а не сдирая шкуру. Но при контакте с представительством было сказано владельцу: «Игорек, еще раз так рот откроешь, мы у тебя дилерский контракт заберем. (Не смотря на то, что ты лучший дилер Nissan на планете Земля)».

И данная тенденция не касается отдельно Ниссана. В целом мы выстроили у себя очень интересную ситуацию. Во всем остальном мире представительство и сам бренд относится к дилеру по-доброму. И клиента уважает. А мы сделали у себя карикатурный капитализм, взяв за основу журнал Крокодил. Мы сатирически описывали сами себе, как выглядит злобный и бесчеловечный капитализм, по этому подобию и выстроили его у себя во всех секторах бизнеса. В автопродажах в том числе. Дилер оказался заложником в этой ситуации, а представительство — диктатором, который с легким оттенком ненависти к надзираемым им клиентам, сверху покрикивая, вкручивал новые параметры игры.

Поэтому Независимость, которая пыталась играть свой определенный личный сценарий, и выделялась своим долгим сопротивлением подобной системе. Она не хотела идти в официальные дилеры и всех этих жутких правил, когда заставляют грабить клиента. Потом уже, когда она влилась в братскую семью тонущих народов и оказалась на одном Титанике с остальными дилерами, компания до последнего отстаивала свои определенные правила. Прекрасно помнится конфликт с представительством Volvo, когда проверяющая от Анук Пульман пыталась лишить дилера всей прибыли за квартал из-за урны у входа немного другого оттенка.

Трагическая гибель Независимости по причине того, что банк ее обанкротил, это сценарий, по которому в ближайшее время пойдут все остальные. Профсоюз автомобильных дилеров начинает каждый год с заклинания, что в ближайшее время исчезнут 30% дилерских центров. По регионам они мрут примерно в такой же динамике, если не больше. По Москве умирание не так заметно, да и нам, москалям все равно, что там за демаркационной линией, проходящей в районе МКАДа.

В ближайшее время этот обвал ритейла он будет еще более заметен. Здесь, конечно, самое главное — это «стабильность2 нашей экономики. Уже приходит интеренет, и продажи автомобилей потихоньку уходят из дворцов в онлайн — это тоже определенные тенденции. Не зря сильные игроки пытаются развивать торговлю через интернет. они будут этим заниматься, и какой-нибудь Фаворит-Моторс тоже еще побарахтается, поживет. И вполне возможно привнесет что-то интересное. Но все закредитованы были так, что оказались заложниками банков по полной программе.

Рухнувшая Независимость — это не просто еще один игрок, освободивший поляну. Это убывание из фундамента. Исчезает серьезный по конструкции блок, на котором что-то важное держалось.

Сергей Асланян.

 

На главную

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *